Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.
Основными задачами проведения аттестации являются:
- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;
- определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
- повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
- учет требований "Профессионального стандарта педагога", федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;
- обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.
С 1 сентября 2023 года вступил в силу новый порядок аттестации педагогических работников, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.03.2023 № 196 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
Новый порядок аттестации вступает в силу с 1 сентября 2023 года и действует до 31 августа 2029 года.
Аттестация на соответствие занимаемой должности
- Проводится раз в 5 лет на основе оценки профессиональной деятельности комиссией, которая самостоятельно сформирована в школе. Комиссия состоит из 5 человек, руководитель организации в комиссию не входит.
Аттестация на первую и высшую категории
- Квалификационные категории, устанавливаемые с 1 сентября 2023 года, будут действовать бессрочно.
- Квалификационные категории, установленные до вступления в силу приказа, сохраняются в течение срока, на который они были установлены. При наличии первой квалификационной категории срок подачи заявления на высшую квалификационную категорию не ограничен.
- Заявления могут быть поданы посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг («Госуслуги»), непосредственно в аттестационную комиссию, либо направлено по почте письмом с уведомлением о вручении.
Новые квалификационные категории: «педагог-методист» и «педагог-наставник»
- Аттестация в целях установления таких квалификационных категорий проводится по желанию педагогических работников региональной Аттестационной комиссией. К заявлению на такую аттестацию прилагается ходатайство работодателя, характеризующее деятельность педагога, направленную на совершенствование методической работы или наставничества в образовательной организации.
- На неё могут претендовать только педагогические работники, имеющие высшую квалификационную категорию, в должностные обязанности которых не входит методическая работа и работа по наставничеству.
✔ Педагоги, которые претендуют на присвоение квалификационной категории педагог-наставник, должны:
- руководить практической подготовкой студентов колледжей и вузов;
- быть наставниками для учителей и активно сопровождать их профессиональное развитие;
- содействовать подготовке учителей, в том числе из числа молодых специалистов, к участию в конкурсах педагогического мастерства;
- распространять авторские подходы и методические разработки в области наставничества в школе.
✔ Педагоги, которые претендуют на присвоение квалификационной на категории педагог-методист, должны:
- руководить методическим объединением педагогов образовательной организации и активно участвовать в её методической работе;
- руководить разработкой программно-методического сопровождения образовательного процесса, в том числе инновационных программ и проектов в образовательной организации;
- вести методическую поддержку учителей при их подготовке к участию в профессиональных конкурсах;
- участвовать в методической поддержке педагогов, направленной на их профессиональное развитие и преодоление профессиональных дефицитов;
- передавать опыт по применению авторских учебных и/или учебно-методических разработок.